Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине

В самом начале Столешникова переулка, близ памятника Юрию Долгорукому, расположен старинный московский храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине, существующий, как писали в дореволюционных путеводителях, “с древнейших времен”.
О местности Шубино и о начале храма
Есть предположение, что в прежние годы местность, исстари называемая Шубиным, была населена “шубниками” — скорняками, торговавшими шубами и мехами. По другой версии, более обоснованной, в этих местах в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы, скрепившего своей подписью духовную грамоту Великого князя Московского Дмитрия Донского. На этом основании некоторые исследователи высказывали предположение, что уже в XIV веке здесь существовал переулок, впоследствии избранный для строительства храма, первоначально — во имя Иакинфа (Акинфия) с приделом Космы и Дамиана.
Первое упоминание о церкви содержится в Софийском временнике под 1368 г., где значится, что воевода Дмитрия Донского “Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй придел Космы и Дамиана”.
Возможно, потомком Иакинфа Шубы являлся однажды упоминаемый в источниках XVI в. гонец Шубин-Грязнов, с которым известный историк Москвы профессор И. М. Снегирев также связывал название местности Шубино.
Еще в XVIII столетии часть нынешнего Столешникова переулка от Тверской площади до Большой Дмитровки именовалась Шубиным переулком, на рубеже XVIII-XIX вв. это название меняется на Космодамиановский — по наименованию церкви. Космодамиановский переулок сохранял свое название вплоть до 1922 г.
Источник: Мартынов, Алексей Александрович (1818-1903). rus
Названия московских улиц и переулков с историческими объяснениями/ сост. А. Мартыновым .- Изд. 2-е, испр. и значит. доп. .- Москва : [Тип. Т. Рис] , 1881 .- [4], 224 с., 1 л. фронт. (пл.) ; 17 см .- Зкз. РНБ (128/3215): на переплете авт. не указан, загл. Улицы и переулки Москвы Библиогр. в примеч. ; На обороте тит. л.: №82 . ББК 63.3(2-2Москва)я2
Косьмы и Дамиана, что в Шубине. В древности церковь носила название «на Ржищах», потому что, по преданию, тут находилось гульбище, на котором наилучшим увеселением была ржаная нива. Потом церковь начали называть «в Шубине», так как тут жили шубники, торговавшие шубами и мехами. Церковь построена в 1626 году и находится между улицами Дмитровкой и Тверской. Храм во имя Благовещения. Приделы: Косьмы и Дамиана и Воскресения Христова.
Источник: Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893.
Оригинал здесь — www.rusarch.ru/kondratiev1.htm
О наименовании храма up
Хотя боярин Шуба и посвятил храм своему патрониму — Святому Иакинфу, однако название это незаметно исчезло с карты Москвы — при многочисленных пожарах и перестройках, по-видимому, престол Св. Иакинфа, однажды утраченный, восстановлен не был. Зато второй, придельный престол регулярно восстанавливался, и вскоре за храмом прочно закрепилось имя Космодамианского.
Косма и Дамиан, два родных брата, врачи, жили в Асии (часть Малой Азии) не позднее IV века. За свои исцеления они не требовали другого вознаграждения, кроме веры в Иисуса Христа, за что получили прозвание “бессребреников”. Святые исцеляли не только людей, но и зверей, домашний скот, любую тварь Божию. В пустынях благодарные животные ходили за ними стадами. После того, как братья почили, их мощи были перенесены в город Амид в Месопотамии.
Память их празднуется 1 ноября (14 ноября по новому стилю).
Как предполагается, самым древним названием храма было “Космы и Дамиана на Ржищах”. Топоним “Ржищи” уводит нас вообще к временам начала Москвы, когда на этом месте находились ржаные нивы. Это наименование сохранялось до конца ХVIII века, иногда заменяя официальное “в Шубине”. Впрочем, в документах ХVIII столетия можно встретить и другое название храма — “Космы и Дамиана, что за Гагариным двором”, так как позади церкви, на Тверской, с ХVII в. располагались палаты князей Гагариных. Еще одним названием, бытовавшим в ХVIII столетии, было “Космы и Дамиана за золотой решеткой”.
 
О строительстве первого каменного храма up
В архивных документах впервые упоминание храма Святых Чудотворцев Космы и Дамиана, что в Шубине, встречается в 1625 году. В ту пору Храм был деревянным, и имел приделы Николая Чудотворца и священномученика Поликарпа. В апреле 1626 года Храм был уничтожен пожаром, истребившим и соседние церкви Воскресения на Вражке и пророка Елисея. В 1626 году на месте сгоревшего стали строить новый, каменный Храм. С этого года он и числится в приходно-расходных книгах Патриаршего приказа.
Несмотря на то, что главный престол нового храма был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, среди москвичей он по-прежнему был известен как храм Космы и Дамиана — по перенесенному сюда из сгоревшего деревянного храма престолу, посвященному этим святым. Космодамианский престол до 1858 года располагался в трапезной части церкви. И, хотя в официальных документах храм некоторое время именовался как “Благовещения Богородицы в Шубине между Тверской и Большой Дмитровкой”, но уже к ХVIII столетию обычной стала формулировка “Церковь Космы и Дамиана, в Шубине, за золотою решеткою, придельная, а настоящий храм Благовещения”.
Вероятно, строительство первого каменного храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой ХVII века. Тем не менее, к 1657 году здание уже было достроено.
В 1631 г., по свидетельству писцовых книг, на церковном земельном участке находились церковь, кладбище, дворы священника, дьякона, дьячка, сторожа, просвирницы. Церковь с кладбищем занимала участок 19 на 19 саженей. В приходе числилось 48 дворов.
По Описной книге церквей Белого города 1657 года “церковь Козмы и Дамиана, что на Шубине, каменная, а мерою под церковь земли и кладбища в длину 19 сажень поперечь 19 же сажен и то кладбище пространно… огорожено надолбами изретка”. В этом году кладбище было расширено на 10х14 саженей. Новое кладбище было устроено “в другом конце от старого”.
В 1680 и 1683 гг. в храме дважды служил патриарх Иоаким — “патриарх ходил в церковь Космы и Дамиана, что на Тверской улице, в Шубине, на отпевание и погребение”, раздавая по дороге милостыню.
 
О строительстве нового храма up
В 1702 г. в приходе церкви числились “двор боярский, 7 стольнических, 3 вдовьих, двор гостиной сотни, 1 подъяческой, 1 батыщиков, 2 пустых, всего 21 двор”. В церковно-административном отношении церковь Космы и Дамиана в Шубине была приписана к Никитскому сороку Белого города.
ofort_xix_m
К началу ХVIII столетия здание храма обветшало и в 1703 году началась его капитальная перестройка. Средств на строительство, однако, не хватало и работы затормозились. Недостроенное здание церкви пострадало от пожара в 1712 г., а после выхода государева Указа 1714 года о запрете всякого “каменного строения” в Москве и иных городах, кроме Петербурга, строительство было совсем остановлено.
Только в 1722 году последовало разрешение о возобновлении строительства: “1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить”. В ту пору в приходе церкви числилось всего 7 дворов.
Для быстрейшего завершения строительства и в целях экономии средств храм был покрыт деревянной кровлей, которая “без остатка” сгорела в 1773 г. во время сильного пожара в Тверской части. Сгорела и вся застройка — дома причта, хозяйственные помещения. В 1785 г. в церкви был произведен ремонт, заново расписаны стены, старый иконостас был заменен новым.
Прилегавшее к церкви кладбище упразднено в 1780-1790-х гг.
 
О нашествии французов up
Некоторые исследователи полагали, что в 1812 году, когда в Москву вошли французы, церковь Космы и Дамиана в Шубине разделила участь сгоревшей столицы. Однако, как свидетельствуют документы, храм чудом сохранился в общемосковском пожаре, и даже не был разграблен захватчиками. Это редкий случай, когда здание уцелело во время пожара, в то время как все соседние строения пострадали.
В сентябре 1812 года у стен церкви Космы и Дамиана по “повелению французского начальства” наполеоновские солдаты расстреляли “зажигальщиков Москвы” — случайно схваченных на улицах и обвиненных в поджогах москвичей. По свидетельству современников, “безвинные жертвы смерть претерпели” перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя…
После изгнания врага, по справке, сделанной в июне 1813 года, оказалось, что “церковь в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности ни по внутренности, серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно- и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они, священник в отведенном казенном доме главнокомандующего, дьячок и пономарь в церковной под колокольнею палатке”.
Благодаря тому, что храм сохранился почти в неприкосновенности, церковная жизнь в нем была быстро восстановлена. Уже 22 декабря 1812 г. по благословению архиепископа Дмитровского Августина заново освящен придел свв. Космы и Дамиана. В мае 1813 г. настоятель храма о. Андрей Никитин сообщал в консисторию, что церковь “к освящению стоит в готовности, только нет св. антиминса”. 22 марта 1814 г. главный храм был освящен благочинным Никитского сорока, протоиереем церкви св. Николая в Хлынове о. Иоанном Ивановым.
 
Об устроении и украшении храма up
В период послепожарной реконструкции Москвы, в 1816 году, была упразднена и разобрана соседняя церковь Воскресения Словущего на Дмитровке, а в храм Космы и Дамиана в Шубине переведен приход этой церкви и передана храмовая утварь.
В 1821-1824 гг. под наблюдением архитектора Комиссии строений Москвы А. Ф. Элькинского (1788-1827) на средства, собранные “прихожанами и благотворителями”, было осуществлено строительство северного придела, куда и перенесли престол упраздненного храма во имя Воскресения Словущего на Дмитровке. Вероятно, тогда же была осуществлена частичная переделка фасадов главного храма и колокольни в духе классицизма.
В 1818 г. рядом с церковью по линии переулка был поставлен двухэтажный каменный ампирный дом для жилья священника, дьякона и просвирни.
В 1840-1842 гг. “усердием церковного старосты, почетного гражданина Московской 1-й гильдии купца” В. И. Борисовского было улучшено внутреннее убранство храма, установлен новый резной вызолоченный трехъярусный иконостас с колоннами, пожертвованы медные посеребренные паникадила “об трех ярусах”, обновлены многочисленная утварь и ризы на иконах. В Благовещенском алтаре престол был выложен медными посеребренными листами работы Полтавцева с живописными по меди изображениями. Весной 1842 года в обновленном храме служил митрополит Московский Филарет (Дроздов).
Святитель Филарет (Дроздов) митрополит, Московский и Коломенский
Слово митрополита Московского Филарета в день сошествия Святаго Духа, по освящении храма Благовещения Пресвятыя Богородицы, более известнаго по придельному олтарю Святых Безсребренников Космы и Дамиана, что в Шубине.
Новым переделкам храм подвергся в 1857-1858 гг. Тогда, “усердием почетных граждан” А. В. и И. В. Борисовских вместо прежней колокольни была выстроена новая. Фасады, бывшие прежде ампирными, переделаны в псевдовизантийском стиле. Одновременно был построен южный придел, куда из трапезной перенесли престол во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана.
(см. также. Клировая ведомость за 1870 год).
В Специальном Обозрении Москвы (Тверская часть) сохранилась схема Столешникова переулка, на которой здание храма имеет номер 423. План может быть отнесен к 80-м годам XIX века, поскольку включает Храм Христа Спасителя (1881). В то же время, приведенный рисунок явно воспроизводит вид храма в период с 1824 до 1857 года, еще со старой колокольней. Вероятно, это единственное сохранившееся изображение того периода.
KosmaFG1
Храм в 1881 году. Фото-гравюра Шереръ Набгольцъ и К въ Москве
В 1887-1889 гг. на средства купца Д. Р. Вострякова и его жены, К.Г. Востряковой, урожденной Хлудовой, были расписаны масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновлены главный иконостас и иконы в нем. Малое освящение обновленного престола и храма совершил 26 ноября 1889 г. епископ Можайский Александр. При совершении литургии и молебна пел хор Галичникова “в парадных кафтанах”. Спустя восемь лет, в 1897 году, с помощью Д. Р. Вострякова, выделившего на эти цели 8 тыс. рублей, был устроен новый иконостас в приделе Косьмы и Дамиана, обновлена храмовая живопись.
На перестроенной колокольне висело 8 колоколов. Большой благовестный колокол весил 205 пудов. Надпись на нем гласила: “1857 марта 20-го дня вылит сей колокол в Царствующем граде Москве к церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана, что в Шубине иждивением почетных граждан Александра и Ивана Васильевичей Борисовских в память покойных родителей их для поминовения Василия и Екатерины при священнике Иоанне Николаевиче Аничкове на заводе почетного гражданина Дмитрия Николаевича Самгина”. Два меньших колокола, также изготовленные на заводе Самгина, весили соответственно 75 пудов и 24 пуда.
Читать далее

Скачать в PDFПечать страницы

Молитва об исцеление больного

Молитва об исцелении больного
,
, О Премилосердный Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельней Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя) , болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твоя и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.
, Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя) .
, Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя) .
, Аминь.
Читать далее

Скачать в PDFПечать страницы

Кафизма 12, псалом 90.

Кафизма 12 (85-90)
, Псалом 90
, Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей
,
, 1 Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.
, 2 Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.
, 3 Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна,
, 4 плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его.
, 5 Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни,
, 6 от ве́щи во тме преходя́щия, от сря́ща, и бе́са полу́деннаго.
, 7 Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится,
, 8 оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши.
, 9 Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́.
, 10 Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́,
, 11 я́ко Ангелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х.
, 12 На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́,
, 13 на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я.
, 14 Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́.
, 15 Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его,
, 16 долгото́ю дний испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое́.
,
,
, Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
,
, Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же! (Трижды)
,
, Го́споди, поми́луй. (Трижды)
,
, Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Читать далее

Скачать в PDFПечать страницы